Ложный ажиотаж
Невероятно быстрый рост текстильной промышленности обусловлен феноменом, который называется «fast fashion», дословно –– «быстрая мода». Основная идея –– создание вещи, которая совсем недавно была продемонстрирована на последних показах, и ее реализация по очень доступной цене. Такую концепцию бизнеса используют популярные бренды, предназначенные для широкой аудитории: Zara, H&M, Bershka, Topshop и другие. При этом создается искусственный ажиотаж по поводу актуальности трендов: масс-маркеты научились выпускать коллекции несколько раз в сезон, а это буквально вынуждает постоянно покупать новое, чтобы «не отставать».
Где создают «тренды»
Выбросы парниковых газов при создании текстильных изделий составляют 1,2 миллиарда тонн в год –– это больше, чем от всех международных авиарейсов и морских грузоперевозок вместе взятых. Все потому, что в экспорте легкой промышленности лидерство удерживают развивающиеся страны, где энергия, как и прежде, вырабатывается путем сжигания угля. Кроме того, во многих из них нет законов, которые бы ограничивали использование токсичных веществ. Поэтому для большинства европейских компаний выгодно строить базу для своего бизнеса там, где фабричные работы обходятся намного дешевле и не противоречат закону: Китай, Индия, Индонезия, Турция и Бангладеш. Экология этих и других стран — производителей текстиля оставляет желать лучшего.
Одежда загрязняет воду